Камчатско-Курильские экспедиции

Фотоотчеты о Камчатско-курильских экспедициях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Девятая экспедиция

Дневник 9-й экспедици

E-mail Печать

Начало экспедиции – выход в море назначен на 2 февраля 2009 г. Но фактически началась экспедиция 12  февраля, четверг. Как только небесная канцелярия поняла, что мы полны решимости достичь Курил, и даже Матуа, сразу же начались неперкращающие циклоны. Никак погода не хотела нас отпускать. Вышли из города в 14.30 12 февраля с посветлевшим небом, мелким снежком, но без ветра. Море совершенно спокойное – вообщем хорошо.
Так как уходили долго, то и состав экспедиции все время менялся. В итоге ушли в экспедицию 5 человек: Е. М. Верещага (неизменный руководитель), А. А. Смышляев, Д. Б. Семенов (все второй раз в сторону Матуа), В.А. Шохин, художник, присоединившийся в последний день и я, Витер И. В. (четвертый раз направляющаяся на Курилы). Смышляев ходил на яхте, Денис был в экспедиции на «Севере» в 2007 г.


Задача нашей экспедиции – морская разведка, попытаемся увидеть японские транспорты «Иваки Мару» и «Хибури Мару», которые потопила SS-233  «Херринг». Это задача для Дениса – он опускается на дно, Е. М. страхует, Смышляев все фиксирует.  Мне бы хотелось и остров посмотреть зимой. Если снег сильно выдувает, то может быть систему траншей будет видно, а то их много, а как они соединяются видно летом плохо. А вдруг будет видно и выходы горячей воды.
Вышли в море на ПТР- 0076, они специально только нас везут (благодаря энергии Е. М.), ну и захватили продукты для Северо-Курильска.
Весь день шли ни шатко ни валко, скорость 7-8 узлов, но покачивает и к часам 18  всех понемногу укачало. Ни совсем до крайности, но все стали скучные. И к часам 20 все улеглись. Ночь была длинная, немного качало, но после принятия таблеток вроде бы даже не тошнило.. Так что проснулись в пятницу 13 февраля все бодрые. Погода светлая, море тихое, проходим мимо Лопатки. К часам 14 обещают прибытие в Северо-Курильск.
Идем довольно далеко от берега, и Лопатка видна  как белая линия. Вдоль Шумшу шли немного поближе. Очень рельефные склоны, все скалы, впадины подчеркнуты снегом. Шохин доволен и очень активно любуется на море. Тем более оно спокойное, и не верится, что неделю была беспросветная, мрачноватая погода.
Подошли к Северо-Курильску уже в совершенном солнце. Сивучей множество, сопровождают нас до самого причала, а когда остановились, то начали попройничать и позировать. Впервые так близко их видела, как домашние. Здоровые, пасти огромные, зубы страшные и нечищеные. Подкармливали сивучей с соседних пароходов огромными палтусами, так они их заглатывают несколькими укусами. Не то что каланы – эти очень интеллигентно, лежа на спине, потихоньку поедают рыбу, откусывая  или отрывая кусочки.
Пришло время обедать. И тут столкнулись с буднями города Севкура, все его так сокращенно называют. Кафе, столовых нет, есть недалеко от порта шашлычная, но там заказать можно, а есть нельзя – забирать надо с собой. Сервис по-Северокурильски!! Но нам и это неплохо, сходили в магазин, заказали – а потом с удовольствием все съели в кают-компании.
Весь день сгружали с нашего судна продукты, и еще и на завтра осталось. Сообщили опять не совсем радостные погодные прогнозы – опять циклон подходит. Так что завтра продолжим знакомство с столицей Парамушира.
После недолгих раздумий решили понырять (конечно же Денис. Он у нас сейчас самый главный) у пирса в Байково (Шумшу).
Сергей Маршук присоединяется к нам , местный егерь, охотовед. Это очень неплохо.
К вечеру сидели в каюте, беседовали, пили, ели и т. д. Команда предложила нам пожарить рыбу. Перед эти мы предлагали помощь. На судне нет повара. Жарили совместными усилиями – я и Е. М. На это ушло довольно много времени, не совсем по последнему слову техники кухня оборудована. Оказалось, что палтус хуже жарить, чем треску.
Так и день закончился. Вечером посмотрели фильмы по Матуа. Правда все какое-то сине-зелено-фиолетовое. Что-то в компьютере с цветом произошло. Но интересно смотреть те места, которые видел. Как по родным местам прошелся. Все уже спят, я как летописец корплю над дневником.

Завтра 14 февраля, суббота.
Утро пасмурное, но светло. И что  вчера не ушли – просто жаль. Но сегодня экипаж выгружает остатки груза. Работают медленно, без особого энтузиазма. Говорят, что идет пурга, да еще и сильная – с ветром до 40 метров. Но пока все спокойно, тепло и небо в некоторых местах.  И сопки ближайшие очистились. Про вчерашний день  еще: пока ходили в магазин, я выполняла поручение научного учреждения- ИВ иС – пыталась набрать пепла , который сыпется с Эбеко. Набрала банку стеклянную грязного снега, а сегодня увидела, что вода  серая, а на дне прямо настоящий слой пепла. Повезу в институт.
И опять сегодня суббота. Вытащили из трюма лодки и на крышке трюма собирали их. Одна красная, очень даже красивая, вторая серая, но по размеру они  одинаковые. К нашему борту ночью подошел СРТ и отрезал нас от чистого моря, и сивучей не видно. Да и лодку пришлось перетаскивать через СРТ, и тяжеленный мотор.
Пошли в Байково. Лодка маленькая, поэтому в путь отправились Денис, Саша, Е. М. и Маршук. Мы с  Виталием остались  на берегу-корабле, ждать прибытия остальных.
Погода отличная, светлая. И отправились мы с Шохиным в Северо-Курильск по белой укатанной дороге. Город с 2006 года не изменился, только магазинов много позакрывалось, а вывески остались. А заводы на берегу вроде новые. Позже узнали, что заводов три, занято там на производстве около 400 человек.   Работают круглосуточно. Вообще порт очень оживленный.
Вернулись водолазы и сопровождающие их. Ничего не нашли. Но все равно это тоже результат. По рассказам некоторых – с пирса в Байково танки в воду сбрасывали. Но ничего там нет – ни металла, ни ежей. Наверное все каланы съели. Медузы лежат – тихие и прозрачные. И уже вечером Денис рассказал, что видел какую-то зеленую штуковину (как-будто баллон, вбитый в землю, и видна только верхняя часть,  - или нижняя??, т. Е. плоская) и бочку с чем-то, очень красивая, вся в оранжевых разводах. Но Денис ничего не сфотографировал, так что даже ничего нельзя предположить о назначении этих предметов.
Пообедали и еще раз собрались понырять. Вышли к 17 часам, но в другую сторону, где по литературным источникам (Лоция Ливрона) в начале 20 века лежали остатки японской шхуны на глубине 3 м. Это недалеко, у подножия Дунькиного пупа. Они поплыли (пошли) в том же составе, а я пошла вдоль берега. Скалы впечатляющего, Дунькин пуп с морской стороны эффектней, чем из города. Огромное количество беркутов, орланов, Воронов, все отвесные берега в воронах. А орланы наверху на скалах и в море на камнях сидят. Огромные – попыталась сфотографировать, не знаю, что получится. Со скал впечатляющие наплывы изо льда свисают. Но дорога неплохая, по ней можно обогнуть всю Дуньку. Вдоль берега мощные бетонные «дуры» лежат, вместо волнорезов.
Лодочка наша испытывала эхолот, шла между каланов и сивучей. Их очень много, целые стада. Особенно недалеко от трубы, из которой сливается что-то с завода. Эхолот ничего не показал. Может все вынесло волной цунами 1952 г. в открытое море.
День закончился посиделками, и втаскиванием лодки на борт. Когда пришли, не стали лодку затаскивать  на борт, а подвели под нос нашего 0076. Но потом после обсуждения, решили все-таки поднять лодку на борт. Совсем близко от берега, вдруг кто что-нибудь захочет позаимствовать. В людей хочется верить, но решили подстраховаться. Провели операцию «лодка-мотор». Зрелище интересное, но запечатлеть на фотоаппарат не получилось . Негде мне развернуться – все спинами, все внимание на лодку, а на пирс бежать далеко.
Третий день закончился , а результаты пока небольшие. Циклон все ближе, на улице снег усилился, но в ковше спокойно. Нас во всяком случае не качает.

15 февраля, воскресенье.
Сегодня день безделья, можно было бы назвать его днем отдыха, если бы было от чего отдыхать. Ветер дует, мы стоим, циклон проносится мимо. Вчера был у нас в гостях Гайдуков (едет с нами  как представитель рыбыода, т. К. будем в охраняемой зоне). Рассказывал кое о каких находках. Но все надо проверять. Очень уж много фантазий и слухов.
Сегодня приходил Володя Исупов, он служил на Курбатова, жил на Шумшу 15 лет, В 8 лет лазили в Байково по пещерам и дотам.
Подземная галерея, в которой мы были и взяли тяжелую рогулю с градуировкой, где иероглифы и поросенок нарисованы, там находился взвод связи. Володя вроде ее вспомнил, но не объяснил для чего она. Но предположил, что это прожектор, а градусы – чтобы освещать по наводке самолёты. Может быть ??? всяким рассказам о вылетающих из скал самолетах, складах он не верит. Есть у него фотографии, завтра посмотрим. Встретимся в музее.
Он говорит, что в музее была книга, подаренная японцами «Освоение северных территорий», одна о Шумшу, 2-я – о Парамушире, с интересными фотографиями. Что-то я не помню ее при посещении музея в 2006 г.
Он рассказал, что в оз. Беттобу лежал американский самолет, самолет продали, а хвостовая часть лежала на суше, и вроде лежит до сих пор.
О плите бетонной, которая поворачивается, он ничего не знает. Во всяком случае, не встречал, хотя проходил по всем дорогам. А в той книге «освоение северных территорий» была фотография, которая объясняет наличие колодца с водой на м. Курбатова – на домах была система труб и стоков  для сбора воды, которая собиралась в колодец.
И тот металлический  колпак, который лежал на склоне под маяком на м. Курбатова – от старого японского маяка (по определения Самарина). Интересный Исупов дядечка (молодой, с 1967 г.), судя по всему, ничего не выдумывает, много знает, интересуется темой, но в настоящее время просто зарабатывает деньги.
По его словам пещер на Парамушире 2 – госпитальная (есть промеры и фотографии – Е. М. был там), но Исупов говорит, что по его воспоминаниям восьмилетнего, там был боковой вход в дизельную. Е. М. не видел его. И опять получается, что Матуа капитальнее укреплен. Почему??
Завтра, если не уйдем, еще поговорим с ним, покажет, что у него есть. Сейчас по Курильскому времени (Курилы живут по Сахалину) 16.00, и все почти спят. Отдых есть отдых.
Обедом нас покормили, где-то даже неудобно – нас обслуживают. Но вчера я под чутким руководством одного матроса солила икру трески, позавчера жарили рыбу с Е. М.
Посмотрим, что еще произойдет до вечера.
В 17. 00.  по-камчатскому пошли гулять к Валерию Гайдукову, вроде в гости. Мы с Денисом часть дороги проехали на буране. Вообще бураны здесь как обыкновенный городской транспорт. А ехали на буране, т. К. дали задание попасть в магазин. Саша, Е. М. и Виталий пошли пешком. Живет Гайдуков в домике (вернее не живет, а домик рыбвода). Дом на горе, весь океан виден. Но небо уже черное. Затопили печку, посидели. С Денисом начали топить по-порядочному, через дверцу. Поднялась жуткая пыль, все забито золой. Но оказалось, что печь топят как-то по-курильски – через верх дрова запихивают. Может от лени или такой оригинальный подход??
Завтра пойдем к нему мыться в баню. Отличное мероприятие. У Гайдукова по его рассказам много негативов по островам, договорились, что он их даст, а Денис оцифрует. Есть негатив пушки до отпиливания (та, которая на аэродроме). А у Исупова есть план расположения ангаров на аэродроме. Обещал завтра показать.
Завтра идем в музей, который уже перевели из прежнего помещения в школу. Интересно, что там осталось?
Может завтра уйдем дальше??. Вроде облачность высокая, тепло, ветра нет. Но упорно говорят, циклон идет, смещается очень медленно, и завтра будет совсем плохо.
Котенко  Л.вчера появился , вроде выражал желание видеть нас у себя, но как-то не очень настойчиво. Да мне показалось, что он не особенно и рад нас встретить. Так что мы к нему не пошли. Вроде он много обещал прислать, найти и т. д. – не сделал. И как будто он чем-то обижен. Даже не особенно спрашивает – куда, зачем едем. Сколько лет вроде занимается, а картины обороны островов так и нет. Вроде все знает, а вроде и ничего четкого сказать не может. А может уже  и неинтересно ему стало заниматься этой темой. Кто его знает…

16 февраля. Понедельник.
И еще один день закончился, и опять, или еще, мы стоим у стенки в Севкуре. И погода совсем никакая. Утром к половине десятого пошли в музей. Музей перевели из жилого дома в школу.  Неплохие три комнаты в одном коридоре с библиотекой. Музей выглядит лучше, чем прежде в 2006 г. Есть и хорошо выглядят некоторые экспонаты – печка японская, жернова, один как у нас; неплохая археология, но конечно особой экспозиции не просматривается, просто коллекционный показ. Штат три человека - директор, методист, 25% бухгалтера и 25 % уборщицы. Знают пока мало, но стараются. Очень хвалят Титову (бывшего начальника отдела культуры, и ее сын занимался музеем в 2006 г.) Пока не пойму, за какую помощь благодарны ей, читала отчет за 2007 г.  в «Сахалинском вестнике», так просто слова и смешные цифры.. Сказали, что хотят их вроде передавать школе, а сейчас он муниципальный музей. Если передадут, то музей точно закончит свое существование. Хорошо, что альбом Проханова сохранился, пересняла кое-какие фотографии.
И пришел Исупов. Очень много знает, но осторожничает. Показал по карте ручей, где находятся  засыпанные землей какие-то вагонетки. Показал озерко, где сохранилась хвостовая часть Митчела. Завтра обещал принести и показать личные печати, их у него три. Пока разговаривали и смотрели, Е. М. переписал музею фильмы А. Смышляева. Хочется помочь, но, к сожалению, еще нужен энтузиазм самих музейщиков.
После музея отправились к Гайдукову, выполнять задуманное – банный день. Баня, конечно, с первого взгляда – ужас. Снег на печке, все заморожено, но к часам 5 все нагрелось, - конечно, не парная, но с удовольствием смыли все пятидневную пыль. Пришли Маршук, Гайдуков, Исупов. Интересный человек Маршук, на все имеет свое сверхмаксималистское мнение, спорит настырно, громко и все знает. Пока занимались разговорами, хозяйством, разыгралась настоящая обещанная пурга. Маршук рассказывал ужасы о курильских пургах и убеждал остаться ночевать. Но все-таки решили двигаться к «дому». Гайдукову и Маршуку стало нас жалко, и повезли они нас на буранах, хотя у Сергея нет стекла. Ветер сильнейший, дорогу перемело. Конечно, до  корабля добрались бы, но хорошо, что ехал. И сейчас к вечеру на палубе по колено снега, и качает, хотя стоим, прижатые и отделенные от гавани двумя пароходами. Аборигены утверждают, что два дня будет восток, а потом два дня северо-запад, и никуда не выйдем.  Если так, то обидно. Все-таки, у нас была другая цель. Но ладно, не будем заранее огорчаться.

17 февраля. Вторник.
С утра пришел Исупов, принес три личные печати  - стеклянную, деревянную и пластиковую. И мыльница с процарапанным сложным рисунком. Мыльница зеленовато-коричневая. А рисунок – два флага военно-морского японского флота, наверху звезда, и ниже флагов венок с лентой. Фотографии вроде должны получиться. А еще Исупов рассказал, что у него есть что-то вроде нэцке.
К 13 пошли в школу – музей. А погода с утра даже ничего, солнце было. Маршук прискакал, очень громко кричит: почему не выходим, чего спите, погода отличная. А после его отъезда, буквально через час, опять замело.
И пошли мы в школу по начинавшейся пурге, ветер в спину, под ногами месиво. Провели беседу в 11 классе. Слушали в общем неплохо, но класс не подготовили, и дети собственно не знали кто пришел и зачем. Активно рассказывал Е. М., а затем вступил Денис. Но в общем и среднем все прошло, правда все кроме меня были не особенно довольны, одна я, как чаще общающаяся  со школьниками, на все смотрела довольно оптимистично.
Отдала «Сахалинский вестник». Есть отчет Сахалинского музея, и в частности Самарина – прочитала, что в 2006 г. он получил губернаторский грант на 120 тысяч на паспортизацию памятников. Он паспортизировал, по отчету, 46 памятников. В музее пока списка нет, есть только учетные старые карточки (32 шт.). И еще интересные данные из вестника – на Шиашкотане нашли на прибрежке  2 камня с иероглифами – что дивизия прибыла на остров в 1944 г. это в статье о деятельности совместной российско-американской экспедиции. Начали они с Итурупа и дошли до Расшуа. Описывали они и почву, и растения. Но надписи на камне – это интересно. А вдруг на Матуа что-нибудь подобное есть.
С огромным трудом, ветер дул сбоку, добрели до пароходика. Но, правда не так уж и страшно, как вчера местные нас пугали. Но и опять день безделья, хотя и вернулись в 16.30. Читали, беседовали. А погода преотвратная – дует сильно, даже сугробы-гребни на палубе.
Ну, ждем опять

18 февраля. Среда.
День безделья и ожидания. Читаем, разговариваем, смотрим фотографии в компьютере, Е. М.  играет, оттачивает свое мастерство в «Паука».
Сходили пообедали и опять читали. А на улице ветер повернул на исеверо-запад, холодно, снег. Море черное, волны огромные. Капитан сказал, что собралось 5 циклонов. И судя по всему и завтра день безделия.

10 февраля. Четверг.
Не угадала. К ночи ветер прекратился. Похолодало, погода совсем не комфортная, но судя по всему, 5 циклонов покинули Севкур. Утром в 4 часа один МРС вышел в море, а совсем утром и остальные потянулись в море. Капитан сказал, что к обеду уйдем к Матуа. Все дружно пугают, что зыбь сильная в Охотском море. Экипаж не очень-то горит желанием идти куда-либо. И по предварительным данным – стки идем туда, сутки у острова, и сутки назад, т. к. опять вроде циклон должен быть через 3-4 суток. Погода конечно удивительная, весь февраль никакая для нашего мероприятия. Вот утром было красиво, облака кучевые, светло, а через 2 часа опять снежок срывается. Но в порту активное движение, рабочий день в разгаре. Бураны , основной транспорт Севкура так и ездят туда-сюда. Судя по всему два дня пурги город не особо активно жил, хотя позавчера в городе и школьники учились, и джипы, не говоря о буранах, ездили. И даже девушку одну встретили – через пургу и ветер на шпильках и в коротенькой куртяшечке.
Загрузили в трюм наши лодки, мотор, баллоны Дениса. Подготовили наш 0076 к шторму и оледенению. Даже страшновато от предчувствий укачивания. Таблетки лежат близко, как понадобятся – будем пить.
Капитан проверил наше наличие. Валерий Гайдуков и Сергей Маршук уже на борту. Готовы к отходу. Отходим в 13.00.
Ну и что дальше? А ничего… Волнение почти сразу началось. Выпили таблетки, улеглись, а чуть позже началось светопреставление, наш 0076 как будто прыгает на волнах, иллюминаторы в воде, а к часам 20 вообще ужас начался. С борта на борт и с носа на корму ( как выразился умными словами Е. М. качка была килевая и бортовая). Кидало во все стороны, а потом стало вроде потише. Пошла чай пить, было часа 4 утра. И оказалось, что подошли к краю циклона, около Онекотана, и капитан повернул назад – началось оледенение. А сегодня сказали, что собралось 4 циклона, как раз в районе Матуа, и мы от них убежали. А пока летали по волнам, всякие мысли нехорошие  лезли, а вдруг со шлюпкой что, а с мотором. И оказывается, не только у меня погода ужас вызывала. Корабль, были моменты, прямо зависал в воздухе. И к утру опять в Севкуре. Правда стояли в видимости города, а когда рассвело,  подошли почти на прежнее место у стенки.

20 февраля, пятница.
В Сев-куре погода средненькая, видимо вчера шел снег. Сегодня полупасмурно. Идут снежные заряды, и время от времени все затягивает. Сопки белые-белы, следов пепла не видно. А в воздухе запах серы. Где-то за облаками-туманом живет Эбеко.
Взяли пассажиров, и в 14 вышли в море из не очень гостеприимного Севкура в Петропавловск. В общей сложности 6 дней стояли в С-К, ОДИН ДЕНЬ НЫРЯЛИ, ОДИНИ ДЕНЬ В МУЗЕЕ, ОДИН ДЕНЬ В ШКОЛЕ И БАНЕ, ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ПАРОХОД ВСЕ ВРЕМЯ ПО ПУРГЕ. Город за дни пурги замело основательно, но мы не видели. Основная цель не получилась. Но, к сожалению, погодой не научились управлять. А может и дух Матуа предупреждал: не суйтесь зимой. Но во всяком случае много рассказов послушали о том, что, где видели и от Маршука, и Гайдукова.
Возвращаемся в полном составе, но с небольшими потерями. Саша Смышляев вчера палец дверью тяжелой прибил, я изображала из себя медсестру, но утром отправили его в больницу. Оказалось, что он палец перебил, загипсовали его и теперь он полуинвалид.
Жаль очень, что до Матуа не дошли. Но рекорды нам не к чему. И хорошо, что капитан принял решение уходить от циклона.  И команда довольно, Но очевидно опасаясь, что мы захоти вернуться, пугают тем, что циклон нас может догнать.
Но сейчас идем спокойно, практически не качает, видна уже Лопатка. Завтра  часов в 11  будем в городе. Дениса к нам переселили, у себя он наслаждался холодом, а у нас жара (во всяком случае, у меня наверху) Все  в основном сложили, сейчас тихо, почти идиллия. Денис и Е. М. играют в «Паука». Виталий пишет дневник (красивей, чем у меня – у него все в рисуночках, а  я так не могу). Саша то спит, то свой палец укачивает. И приближаемся к дому.

21 февраля. Суббота.
Заканчивается 9-я экспедиция. Мало и не очень результативно.. Но не бесполезно, развеяли легенду о потопленных танках около Шумшу. Много люди рассказывают, фантазируют, и невольно все легенды развеиваются. Но до истины очень трудно докопаться без документальных источников. Очень много рассказали Маршук, Гайдуков, Исупов. Побывали в шторме и сегодня в 14.00 вышли в Петропавловск.. море спокойное, в 9 утра уже видны берега Камчатки. На улице мороз, в С-К было -12, в городе говорят, вчера было -20. Подошли к бухте по шуге, а в бухте натуральный лед. Шли с трудом по ледовому полю и встали. Капитан попросил какой-то СРТ и он нам пробивал дорогу до чистой воды. Пошли по чистой воде немного и снова стали. Постояли и затем к причалу уже шли совсем по чистой воде. А на льду сидят орланы. Быстро разгрузились, основные вещи свои забрали. А лодки, моторы будем забирать позже. В 12 уже поехали по домам.
В городе судя по дорогам без нас снега особого не было. Так что контраст с чистым морем, белыми вулканами и берегами очень сильный.
Закончилось очередное путешествие. Будем готовиться к следующему.
По каналу История показали фильм о нахождении судна Саппоро Мару в заливе Трук. Говорили, что найти нетронутое судно времен 2-ой мировой – это везение и огромная случайность. Чаще всего они разграблены, или вообще не знают, где искать. Тоннаж этого Мару всего 360 тонн, длина 40 м. А то, что мы пытаемся найти намного больше. Вот так!!!.

Фотоотчет о девятой Камчатско-курильской экспедиции 2009

 

Случайные фото

Отчет по поездке в Минск-5
Изменение лахара после извержения вулкана Сарычева 2009 г.
Новые открытия-64
Фотоочет об одиннадцатой экспедиции-7
Природа, цветы-43

Главное меню

Ваши отзывы и вопросы по поводу приобретения полноразмерных фото оставляйте в разделе "Обратная связь"


Кто на сайте

Сейчас 10299 гостей онлайн