Камчатско-Курильские экспедиции

Фотоотчеты о Камчатско-курильских экспедициях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Поисковая экспедиция 21 ноября 2020 г. в район Налычево

Поисковая экспедиция 21 ноября 2020 г. в район Налычево

E-mail Печать

(в плане выполнения проекта «Камчатский фронт» (Проект «Историческая память», план КРО «Поисковое движение России», КРО РГО)

(Провели экспедицию- КРОО «Камчатско-Курильские экспедиции» и Поисковый отряд «Казначей 41» Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю)

В ходе работы над статьей «Дипломатическое агентство на Камчатке» были изучены документы, выявленные в архиве АВПРФ.

В «Дневнике дипломатического агента НКИД в Петропавловске на Камчатке Тимофеева Н.И. со 2 июня по 15 июля 1944 год» наряду со сведениями о действиях японского консульства в Петропавловске, о состоянии японских рыбалок, есть такая запись: «15 июня между 16.50.-17.30 на аэродром «Елизово» близ Петропавловска произвели посадку2 американских самолета. Отряд самолетов в количестве 6 штук вылетел с базы США, расположенной на о. Атту на бомбежку военных объектов японского острова Сюмусю. После бомбежки японских объектов на обратном пути от цели через 40 минут на самолеты строевой № 9 и 11 моторы начали работать с перебоями, командир указанных самолетов решили сделать посадку на аэродроме, расположенном в районе Елизово.

Оба самолета типа Б-34 двухмоторные бомбардировщики, экипаж 14 человек, вооружение каждого самолета по 4 крупнокалиберных пулемета. По показаниям командиров бомбовой груз был сброшен самолетами на цель, самолеты были обстреляны сильным артиллерийским огнем, а также преследовались 12 истребителями. Попаданий в самолеты не было, оставшиеся 4 самолета ушли на Атту, также не поврежденные. На обоих самолетах радиоаппаратура приведена в негодность.

20 июня в 3 ч. 30 м. По местному времени в координатах….. в районе Колычево (Налычево) произвел вынужденную посадку самолет США типа Б-34 /ПВ-1/. Экипаж в количестве 7 человек здоров. Самолет во время посадки разбился и пришел в полную негодность Командир самолета посадку на нашей территории объяснил перерасходом горючего, в результате чего возвращение на свою базу о. Атту из разведполета на острова Парамушир и Сюмусю был невозможен» (АВПРФ. Ф. 0146, о. 28, папка 255, д. 10, лист 33-36).

Исходя из этих сведений, была организована поисковая экспедиция в предполагаемый район падения самолета (Е. Верещага, С. Филатов, И. Витер. Р. Коряка, К. Ахмедов, Д. Кокотов).

21 и 22 ноября после нескольких часов челночного поиска в тундре районов оз. Котельное, рр. Тойонки и Налычево были обнаружены два фрагмента самолета. На некоторых деталях видна маркировка. Обнаруженные надписи позволяют предположить, что это именно тот самолет США, который совершил вынужденную посадку 20 июня 1944 г.

А события 20 июня 1944 г. связаны с действиями американской армии, когда прорабатывалась возможность захвата Курил в качестве дальнейших действий для атаки основных островов Японии еще с августа 1942 года. О Курилах было известно крайне мало, для полетов использовались устаревшие карты. Первые воздушные фотографии Курил были сделаны 19 июля 1943 года в ходе первой же успешной бомбардировки флотской базы Катаока на Шумшу и армейской базы Касивабара на Парамушире. На основании полученных данных были спланированы последующие бомбардировочные операции в августе и сентябре.

11 сентября 1943 года стало черной датой в истории американской 11 Авиационной Армии (EleventhAirForce). После бомбардировки Шумшу и Парамушира на Алеуты вернулись только пять из восьми “Либерейторов” и всего четыре из двенадцати “Митчеллов”. Один В-24 сел в Петропавловске по пути к Курилам из-за неполадки двигателя, другой В-24 и три В-25 были сбиты. Еще один В-24 и пять В-25 были настолько потрепаны японскими истребителями и зенитчиками, что были вынуждены приземлиться на аэродром Елизово около Петропавловска. Людские потери составили в бомбардировке 11 сентября 1943 года: 22 убитых, 1 взят в плен, 51 интернирован на Камчатке.

Из статьи Б. Ильченко «Несостоявшаяся кампания Второй Мировой и проигранный воздушный бой Нишизавы»: «Взаимоотношения сторон в войне на северном Тихом океане в 1941-1945 годах, в большой степени были необычными. С одной стороны, СССР и США были союзниками, и больше половины грузов в рамках программы ленд-лиза пришло в Советский Союз именно тихоокеанским путем. С другой стороны, советско-японский пакт нейтралитета исключал военное сотрудничество между США и СССР. Советский Союз по условиям этого договора должен был оставаться нейтральной стороной в войне между Японией и США. Американские самолеты, оказавшиеся в воздушном пространстве СССР должны были рассматриваться, как нарушители, а их экипажи подлежали интернированию до конца войны. При этом американским военным летчикам, работавшим в регионе, предписывалось прилагать все усилия по обеспечению безопасности транспортных кораблей, следовавших с грузами из США на советский Дальний Восток. Инструкции для летчиков 4-го Флотского Авиакрыла ВМФ США (Fleet Air Wing Four) были весьма однозначными: если нужно было выбирать между атакой на японскую военную цель и охраной советского судна, выбор был за грузы для Советов.

Фоторазведка Курил приобретает дополнительную важность для стратегического планирования. С середины апреля 1944 года американцы начинают секретную операцию под кодовым названием "Wedlock". Она представляла собой массивный выброс по радио дезинформации, призванной убедить японцев, что подготовка крупной атаки Северных Курил в ближайшее время идет полным ходом и, таким образом, сковать их силы и ресурсы, так необходимые на других фронтах.

В это же время высшее американское военное начальство активно обсуждает возможность вторжения в Японию с севера, план которого получил кодовое название “Keelblocks»… американцы продолжают собирать разведданные о состоянии японских сил на Курилах…

В мае 1944 на Атту на смену VB-139 приходит эскадрилья VB-135. Она была первой в американском флоте, освоившей “Вентуры”...

Главной задачей VB-135 изначально являлась фоторазведка северных Курил. Самолеты выходили с завода оборудованные кронштейнами для установки аэрофотокамер, дополнительными топливными баками и направляющими для сброса осветительных бомб…

F-7A, фоторазведывательная версия тяжелого бомбардировщика В-24, был единственным самолетом с достаточной дальностью полета для разведки центральных Курил. Окрашенные в два тона синего цвета, эти машины носили стойкое прозвище “Синие гуси” (“Blue Geese”). Каждый F-7A был оборудован тремя камерами с 6-дюймовыми объективами в носу и двумя с 24-дюймовыми объективами для широкоугольной стереоскопической съемки в хвостовой части самолета. С перезарядкой фотоаппаратов каждый самолет с высоты 5 километров за час покрывал территорию до 20700 квадратных километров, получая подробнейшие фотографии пригодные для производства топографических карт.

15 июня четыре F-7A из Второй армейской фотоэскадрильи, были подняты с аэродрома на острове Симия (Shemya). Их задачей была фоторазведка центральных Курил, недосягаемых для PV-1, с разведкой северных островов на обратном пути…

Два часа спустя с аэродрома Каско Коув (CascoCove) на Атту взлетели семь “Вентур” эскадрильи VB-135. Целью шести из них была бомбардировка аэродрома Миосино и отвлечение внимания истребителей на себя, чтобы позволить седьмой машине провести фоторазведку Шумшу и Парамушира. Седьмая “Вентура” с бортовым кодом “5” специально для этой миссии была оборудована семью фотокамерами...

На подходе к Шумшу “Вентуры” разбили групповой строй и каждый самолет заходил на цель своим курсом… под интенсивный огонь япоских зениток попал самолет лейтенанта Боуна (RussellP. Bone), который атаковал аэродром вторым. Прямое попадание снаряда вывело из строя один из двигателей его “Вентуры”. Маневрируя на взлетном режиме оставшегося двигателя, Боун вышел из под огня зениток, но выжимая последнее из перегретого мотора, он понимал, что шансов дотянуть до базы у “Вентуры” уже нету. В то же время, до камчатского берега было рукой подать. Боуну удалось долететь до аэродрома Елизово... Следующие четыре “Вентуры” появились над аэродромом практически одновременно, заходя на цель с разных сторон. .“Вентурa” Шуэтти тоже получила множественные попадания в крылья, стабилизаторы и фюзеляж. Кроме этого, один из снарядов угодил в правый двигатель и перебил маслопровод. Несмотря на все усилия летчика, машина “потянула” за собой шлейф дыма и начала терять скорость и высоту. О решении садиться на Камчатке Шуэтти сообщил по радио ….

На аэродром Елизово “Вентуру” привела пара советских И-16 из 128 САД.

Главным результатом операции стали 364 фотографии Шумшу и Парамушира, выявившие в деталях семь японских аэродромов и множество других военных объектов. 318 из них, сделанные с самолета младшего лейтенанта Луиса Паттесона, послужили основой для разработки дальнейшей американской стратегии и тактики в отношении островов Курильской гряды.

В конце июня 1944 года главнокомандующий тихоокеанскими силами адмирал Нимитц (Chester W. Nimitz), на основании анализа новых разведданных, отметил полный успех дезинформационной операции "Wedlock": в ожидании американского вторжения на северных Курилах было выявлено массированное скопление японских сил, так нужных на других фронтах . С мая по август 1944 года японское военное присутствие на северных Курилах находилось на своём пике и по сегодняшним данным составляло 12 авиационных полков, до 500 самолетови до 60 000 человек личного состава, не включая флотские экипажи.

После 15 июня 1944 года дневные фотобомбардировочные рейды “Вентур” против северных Курильских островов стали регулярными и продолжались до самого конца войны. Высотное вертикальное фотографирование выполнялось штатными бомбардировщиками B-24 “Либерейтор” оснащенными фотокамерами, а диагональное фото и вертикальное фото с малых высот - “Митчеллами” B-25 и “Вентурами” PV-1.

К осени 1944 стало окончательно ясно, что Сталин не разрешит союзникам использовать свои базы на Дальнем востоке и стратегические усилия американцев сконцентрировались на южной части Тихого океана. Последующие американские воздушные операции против северных Курильских островов, главным образом, имели отвлекающий характер. Цитируя Нимитца, они "удерживали противника в смятении и беспокойстве”.Кроме того, они наносили ощутимый урон японской рыбной промышленности и флоту, критически важных для голодающей страны. Тем не менее, планы операции "Keelblocks" были переписаны в расчете на то, что Советскому Союзу понадобится американская поддержка с воздуха и с моря после его вступления в войну с Японией.

Новый план назвали "Keelblocks 2". Согласно нему, например, патрульно- бомбардировочной эскадрилье VPB-135 в августе 1945, с началом боевых действий Советского Союза против Японии, предписывалось перебазироваться с острова Атту на аэродром Елизово на Камчатке. Претворяя план в жизнь, в районе Петропавловска летом 1945 даже была построенаамериканская метеостанция, проработавшая до декабря. Однако изменения во внешней политике двух стран не позволили американским ветеранам Курильской кампании принять участие в финальных боевых действиях.

С марта 1944 по февраль 1945 на Камчатку приземлились на вынужденную посадку 12 бомбардировщиков PV-1 “Ventura”. Один экипаж при этом погиб».

Учитывая данные, приведенные в этой статье можно предположить, что американские самолеты, упоминаемые в дневнике дипагента Тимофеева, и являются самолетами авиаразведки, проводимой американской авиацией с марта 1944 года.

На наш запрос Борису Ильченко, который занимается судьбой американских самолетов на дальнем Востоке, ответил следующее: «Буква «V» видимая на многих деталях (обнаруженных нами фрагментах- Е.В, И.В) - это лого завода «Вега» в Бурбанке в Калифорнии, производившего «Вентуры».

В дополнение, мой знакомый Tony Jarvis, авиареставратор, работавший над восстановлением «Вентуры» в Канаде, подтвердил принадлежность обломков чертежами.

6/19/44 (дата по американскому времени) PV-1 48938/12V. Эскадрилья VB-135 Lt.(jg) (старший лейтенант) George A. Mahrt случайно выпустил за борт около 500 галлонов бензина во время подлета к Парамуширу, после чего сообщил на Атту о своем намерении садиться в Петропавловске. На Камчатке была облачная ночь, и пилот кружил над облаками до рассвета, пока не обнаружил "проталину" в облаках. Посадка, тем не менее, получилась жесткой: самолет врезался в рощу деревьев неподалеку от берега океана, оторвалась хвостовая часть, было повреждено крыло и потерян носовой обтекатель. К счастью, экипаж не пострадал и при посадке не случилось пожара.

 

Экипаж: Ens Richard M. Johnson, Ens William A. King, Clifford C. Patzke, ARM3c, William E. Dickson, AMM2c, Richard T. Everad, AOM2c, William D. Storm, AMM2c».

Задачей экспедиции 2021 года будет обнаружение возможно всех фрагментов самолета, потерпевшего аварию в районе Налычева и дальнейшая демонстрация их в музейных экспозициях и выставочных площадках.

«Это единственное сохранившееся фото «вашей»«Вентуры», правда с другим экипажем. Картинка на борту, о которой я говорил, в аккурат закрыта пилотом, капитан-лейтенантом (Lt.) Jack English (второй в заднем ряду»).

 

Е. Верещага, И.Витер. 23 ноября 2020 г.


Фотоотчет об экспедиции


 

Случайные фото

Подготовка  предметов к экспозиции-5
Посещение выставки И.А. Яровой-3
Природа, цветы-16
Природа, цветы-1
Фотоотчет о строительстве часовни-114

Главное меню

Ваши отзывы и вопросы по поводу приобретения полноразмерных фото оставляйте в разделе "Обратная связь"


Кто на сайте

Сейчас 10341 гостей онлайн