Камчатско-Курильские экспедиции

Фотоотчеты о Камчатско-курильских экспедициях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Офицер флота

Офицер флота: о капитане 1-го ранга Котляре Андрее Никитовиче

E-mail Печать

Материал подготовил Александр СОБОЛЕВ (руководитель Рязанского морского краеведческого клуба «Маяк»)

СПРАВКА: Андрей Никитович Котляр родился 25 декабря 1921 года в селе Михайловка Лебединского района Сумской области.

Капитан 1-го ранга Котляр А.Н.:
- ветеран Великой Отечественной войны,
- участник боевых действий с 22 июня 1941 года по 19 августа 1945 года,
- участник обороны Таллина в 1941 году,
- участник Таллинского перехода (прорыва) кораблей Балтийского флота в августе 1941 года из Таллина в Кронштадт,
- находился в блокадном Ленинграде по декабрь 1941 года,
- участник пешего перехода по «Дороге жизни» по Ладожскому озеру в декабре 1941 года,
- участник прорывов в осаждённый Севастополь в 1942 году в составе экипажа эсминца «Бдительный»,
- участник боевого траления на реке Волге в 1943-1944 годах в качестве командира электромагнитного тральщика ЭМТЩ-32,
- участник Курильской десантной операции (о. Шумшу) 18 августа 1945 года в качестве командира десантного судна ДС-5,
- ветеран подразделений особого риска.
В настоящее время проживает в Рязани. Активно участвует в общественной жизни города и области, встречается с детьми и молодёжью в рамках деятельности РРОО «Комитет ветеранов ВМФ» (руководитель – капитан 1-го ранга Гришин В.Н.) по направлению военно-патриотического воспитания.Награждён правительственными орденами и медалями.

– Главным делом жизни Вы выбрали военно-морскую службу, почему?
– На флот я пошёл из-за того, что романтика (много книг прочитал), и отец одобрил это моё намерение. Он сам служил в Балтийском флоте на эскадренных миноносцах «Амурец» и «Забияка».После окончания 10-го класса в 1939 году я поступил в Севастопольское Высшее Военно-Морское училище.

– Расскажите о Вашем боевом пути.
– В мае 1940 года я вместе с другими курсантами был переведён для продолжения учёбы из Севастополя в Ленинград на второй курс Высшего Военно-Морского ордена Ленина Краснознамённого училища имени М.В. Фрунзе. По окончании курса в 41-м году планировалась практика на учебном корабле «Комсомолец» и плавание по всему Балтийскому морю. Но дальше Таллина почему-то не выходили. 21 июня 1941 года наш корабль прибыл на Транзундскийрейд– под Выборгом это. Говорили, что будет часов с восьми учение, в воскресенье. Но его почему-то отменили и до обеда, до выступления Молотова по радио, мы, собственно, не знали ничего, о том, что Германия напала на Советский Союз. Выступление очень, конечно, взволновало всех. И из самого выступления, последние строки его, там было такое, что «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». После этого на корабле – «Боевая тревога! Корабль к бою и походу изготовить!» Срочно снялись с якоря и в Кронштадт, а далее – в Ленинград.По прибытии в Ленинград из курсантов нашего училища был сформирован батальон, который был направлен в Таллин в распоряжение командующего Балтийским флотом адмирала Трибуца. По прибытии в Таллин уже началась служба боевая, не учебного плана. Сначала выполнялиразличные поручения по заданию флотского командования –дежурства, сопровождения, охрана. Но скоро,наконец, уже дошло и до непосредственного участия в обороне Таллина. В конце августа был получен приказ об эвакуации главной военно-морской базы Балтийского флота в Ленинград. Во время перехода кораблей из Таллина в Кронштадт 25 августа 1941 года я был ранен. После лечения в госпитале в декабре 41-го года наше училище эвакуировалось в Астрахань. Выходить пришлось уже из блокадного Ленинграда пешим порядком по «Дороге жизни» по Ладожскому озеру. В мае-июне 1942 года, будучи курсантом третьего курса, я проходил практику-стажировку на эскадренном миноносце «Бдительный» действующего Черноморского флота. В этот период корабль пять раз прорывался в блокированный Севастополь, доставляя туда пополнение защитников города, боеприпасы, продовольствие, а обратно вывозя раненых, женщин, детей. Каждый поход корабля проходил под ударами авиации противника. 2 июля 1942 года ЭМ «Бдительный» был потоплен у причала Новороссийска в результате прямого попадания бомбы во время массированной атаки вражеской авиации. Я был в это время на борту, но не пострадал. Так закончилась у причала жизнь корабля и моя стажировка. В августе 1942 года я с частью курсантов нашего курса был досрочно выпущен из училища с присвоением звания «лейтенант». Я был назначен командиром катера ПВО-43 4-го дивизиона тральщиков Астраханской военно-морской базы. Дивизион выполнял задачу по обеспечению безопасности прохождения в низовьях реки Волги караванов и отдельных судов с грузами для фронта в условиях активной деятельности авиации противника. В мае 1943 года был назначен командиром электромагнитного тральщика ЭМТЩ-32. 1943-1944 годы были командованиемопределены для меня как выполнение задач непосредственно боевого траления фарватеров на реке Волге и Астраханском рейде в качестве командира тральщика. Весной 1945 года я был направлен в распоряжение командующего Тихоокеанским флотом, где был зачислен в состав спецкоманды по приёму десантных кораблей в США и назначен командиром ДС-5.Изучение устройства кораблей, материальной части механизмов, энергосистем, вооружения и отработка практических навыков в их эксплуатации личным составом проходили на Аляске (б. Колд-Бей). После этого корабли в составе дивизиона (15 единиц) вышли к родным берегам и 12 августа прибыли в Петропавловск-Камчатский. 18 августа 1945 года все корабли дивизиона участвовали в высадке десанта на Курильские острова (о. Шумшу). Поставленная задача по высадке десанта была выполнена. Я командовал десантным кораблём ДС-5, который во время боя был очень сильно повреждён, а сам я – ранен.

– Как сложилась Ваша дальнейшая жизнь после окончания войны?
– Во время Курильской десантной операции я был ранен. После лечения в Петропавловске-Камчатском военно-морском госпитале, в последующие годы, продолжал службу на кораблях и в частях Тихоокеанского, Балтийского и Северного флотов. В 1961 году в связи с сокращением вооружённых сил был уволен в запас в звании капитана 2-го ранга с должности заместителя начальника штаба объединения. Приехал на жительство в Рязань, ипо прибытии в этот город я поступил на Рязанский приборный завод на работу. Пять лет проработал регулировщиком, потом был старшим инженером и, в последние пятнадцать лет, – начальником бюро. Всего на заводе проработал тридцать лет без перерыва. За это время без отрыва от производства закончил вечерний факультет Рязанского радиотехнического института и в мае 1992 года, ушёл на заслуженный отдых, т.е. стал пенсионером.Ну, а сейчас у меня есть общественная работа. Так, вместе с Комитетом ветеранов Военно-морского флота работаю. В основном, по встречам с молодёжью. Выступления в школах и на встречах, по направлению воспитания молодёжи в духе патриотизма.

– Что Вы пожелаете современной молодёжи?
– Пожелаю молодёжи быть готовыми к защите Родины, как морально, так и физически. Обстановка в мире сложная и продолжает таковой оставаться. Необходимо каждому, как мужчинам, так и женщинам, уметь защищать своё Отечество. Для этого желаю всем быть здоровыми, грамотными, образованными– в этом задача дня. Учёба и здоровье – это задача молодёжи.

Рязань, 2013.

 

Случайные фото

Фотоочет об одиннадцатой экспедиции-103
Природа, цветы-42
Фотоотчет двенадцатой экспедиции-7
Система стенок и входов-5
Природа, цветы-31

Главное меню

Ваши отзывы и вопросы по поводу приобретения полноразмерных фото оставляйте в разделе "Обратная связь"


Кто на сайте

Сейчас 17158 гостей онлайн