Камчатско-Курильские экспедиции

Фотоотчеты о Камчатско-курильских экспедициях

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Дневник 14-й Камчатско-Курильской экспедиции

Дневник 14-й Камчатско-Курильской экспедиции

E-mail Печать

29 июля. Пятница. Сегодня с 10 утра началась экспедиция. Не обошлось как всегда без всяких нервотрепок и затяжек. Вообще-то собирались, как предполагалось , экспедицию провести в присутствии всяких важных лиц. Но все Лица могли выйти только 20 июля, чтобы быть в городе 24. Но именно в эти дни не было ни одного корабля. А когда дали добро на 25, то все лица Улетели в Москву.  Сообщили нам о нашей отправке 22 после обеда, срочно пришлось всех обзванивать, кресты вывозить на пирс. А подставки-стаканы лежат в Ковке, сварщика надо собрать, кресты и таблички в другом складе. Хорошо, что попадаются люди сочувствующие и добрые. Все организовали, и уже в пятом часу привезли все на пирс. Суббота и воскресенье прошли почти нормально, в прощальных моментах с семьями. А в понедельник началось опять веселье. Едем с вещами, роман ЕМ и я на корабль. У Дома Флота решили позвонить Иценко, а тот спокойно говорит, что выход откладывается на неделю. Перезвонили Даербаеву – так получилось. Понятно, что у всех свои задачи, свои дела, но как-то не совсем по-человечески нам ничего не сказать. Времени на звонок совсем бы мало ушло. Оплеванные, расстроенные поехали почти по домам. Неделю жили в ожидании. Я оказалась спокойней, и мне было предоставлено право созваниваться с Иценко. В четверг, опять после обеда звоню ему, и слышу – уходите завтра к вечеру. Опять обзваниваем, с большими нервами. Ковка мне говорит – а почему нельзя было раньше сообщить?, молодогвардейцы – так же удивляются, почему так поздно. В пятницу с утра как уехали из дома в 9, так и до самого отхода крутились – масло, бензин, ремпакеты, доски и т.д. Магаданец поставили в другое место, но капитан очень хороший, Алексей Николаевич, сам договорился с машиной, чтобы перегрузить кресты наши и другое имущество. Так что наступила пятница, 29 июля 2011 г.
 Команда наша: Е.М. Верещага, И.В. Витер, Имангулов Р.А., Д. Б. Семенов, Медведков Любомир Васильевич (отец Софроний), Ковтуновский Анатолий Алексеевич (сварщик), Санников Дмитрий Александрович (оператор ГТРК), Ким Дмитрий Александрович и Фирсов Михаил Викторович – два человека от «Молодой гвардии». Сначала был перебор с молодежью. Приехало 4 человека, в разместить можно было только 2-х, конечно же без нашей основной команды. Немного неприятная была сцена, когда один молодой человек, показывая свою просвещенность (которая пришла от папы), начал, грубо говоря, качать права – и корабль обещали больше, и люди должны были большие идти, и вопрос сейчас решается, позвонили кому надо, и я с удовольствием не пойду – ну всякая дребедень, молодого заносчивого человека. Потом договорились на одного еще, а они, видите ли, хотят только вдвоем идти. Но, баба с возу, кобыле легче. Пошло всего два молодых, я думаю, что это вполне достаточно. Позже напишу кто такие, и откуда. Дима учится в лицее 39. Миша – еще не знаю.
Вышли в море в 22.00. Но до этого все погрузили, встретили «Единую Россию», провели митинг, затем накачали лодку, подготовили все, но это уже после выхода за ворота. Сначала идем в Севкур, потом в Крестовый поход. Сегодня Олька родила кулемку,  вечером экспедицией   собрались отметили. Завтра начинаются экспедиционные будни.

30 июля, суббота. Вчерашний день описан в компьютере. Думала, что облегчу себе работу – сразу в компьютер все писать, но попали на Шумшу и сразу поняла, что так не получится. – зарисовки никакие не сделаешь.
Практически весь день занимались собой, шли довольно медленно, и вместо 15 подошли к Севкуру в 18, потом командир сказал, что было встречное течение 7 узлов. Пока шла разгрузка в Севкуре на заставу, мы спустили нашу лодку и пошли к памятнику на месте бывшего поселка Козыревского. Памятник отреставрировали. Правда, самое правильное определение реставрации – чистенький. Обмазали цементом, звезда присутствует наверху, таблички чистые. Вместо ограды согнутые полукругом рельсы для узоколейки. А рельсы, похоже, японские. Что на них бегало? Что возили и куда?. Возле и вокруг памятника помойка, дорога развезенная какая-то, трава высоченная. Идти как всегда весело. От памятника пошли к доту. Кому памятник, даже трудно кратко сказать – героям, освободившим остров, на фотографии полная надпись видна. Дот интересный, непохожий на Матуанские. 4 м. от амбразуры (смотрит на море) до противоположной стены, за стенкой сбоку еще одна амбразура, которая простреливает траншею.Ширина дота 3 м., высота 2 м. Дот почти круглый в плане, амбразура – широкая щель с отбойниками во всех четырех измерениях, через перемычку продолжение амбразуры. В центре на полу круглая станина на полу, бетонная см 30 толщиной. Перед траншейной амбразурой станина бетонная. Дот пулеметный, для крупнокалиберного.
Вернулись на корабль и стали снаряжать крест, может быть успеем хотя бы выгрузить. Время и события спрессованы, так что уже путаюсь, когда и что произошло. Достали крест большой (600 кг) и маленький (150 кг), стаканы со станинами. Срезали лишние детали в виде металлических усилителей, а то яму придется копать больше метра шириной. Делали все хорошо, но теоретики. А копать яму 120+100+100 – это же ужас!! Огромный крест привязали на лодку, подложив доски. Погода очень благоприятная для выгрузки. Закончили с Севкуром и побежали к Курбатова, и вдруг назад повернули. А мы уже наготове, все в жилетах. Вроде в другом месте будем высаживаться, уже БТР за нами-крестом выехал. И опять отбой, темнеет, а мы по наводке пограничников не туда пришли. Отложили выгрузку до утра.В 7 начнем погрузку. Время было достали три малых креста и один большой, покрасили их все. Чуть повоспитывали молодежь. Медленно думают, медленно реагируют. И ЕМ чуть озверел – надоело всех воспитывать.  Как всегда, не бывает все гладко. Прямо по закону: если все идет хорошо, то вы просто чего-то не заметили.
31 июля, воскресенье, День военно-морского флота.
Крест на о. Шумшу установлен в 200 метрах от заставы на склоне  берега.
Утром раненько проснулись, и уже в 6.30 были на палубе. Двинулись к месту высадки, как и обещал командир в 6 утра. Ушла корабельная лодка, смотреть место высадки. Переговоры, довольно длительные, с береговыми пограничниками. Никак в течение часа не могли найти друг друга. Наши уже на берегу, а пограничники свои ориентиры странные дают – речка, кусты. На корабле свободные ловят камбалу. Но все вроде нашли на острове друг друга. Спустили нашу лодку с привязанным крестом, а мотор не хочет заводиться. Дергали, дергали, а оказалось, что бензина мало. Залили – и поехали. Наша лодка несколько ходок делала, все тяжести перевезла, - лопаты, бак, полубочку, цемент и т.д. На берегу нас ждал БТР, да еще и с тележкой. Все погрузили, людей много, так что почти спокойно заткнули крест на тележку. Ехали почти по вертикальным горкам, оказалось, что это было место постоянной стоянки и выгрузки, но от намеченного нами места довольно далеко. В прошлый раз высаживались с другой стороны пляжа, но проехали его всего – совсем невыразительный берег. Склоны, увалы, заросшие траншеи – крест просто потеряется. Другая оконечность пляжа – красивые слоистые камни, а на склоне остаток площадки для орудия. Чуть выше подняли – и место прямо для креста. И еще самое главное, к этому месту БТР подвез крест, так что нести его осталось метров 20 (а это все-таки 600 кг, и стакан кг 200). Нас 4 (способных носить), с заставы 6, и экипажа 10, так что все прошло как по маслу, как будто и не 600 кг. Яму копали по очереди и довольно быстро справились. Бетон мешали Роман и из экипажа. Песок носили Дима и Миша – молодогвардейцы. Воду таскал Денис, все крутились. Крест при помощи кувалды прямо вскочил в стакан. Стал ровненько, Анатолий приварил его еще для профилактики, покрасили его довольно быстро в 5 кисточек. Правда мне повезло, я красила против ветра, так что все брызги Романа, ЕМ и мои были на мне.  Крест встал просто прекрасно.  Как будто так всегда и было, и не таким огромным кажется. Но без помощи экипажа и заставы так бы просто не получилось. О. Софроний освятил крест, всех благословил. Еще очень молодой, говорит невыразительно, тихо, но контактный спокойный, помогает в меру своих сил. Помогали службу провести Дима и Миша. Так что и молодежь приобщается к нашим делам. Правда, еще совсем бестолковая. Командир был удивлен скоростью постановки креста, в 14 были на корабле.
На Атласова сегодня не пошли. Во-первых, сегодня День военно-морского флота. Предполагается посвящение наших, впервые побывавших в море. Всем подарили диски с фильмом о переходе «Магаданца» Северным путем. Корабль совсем новый, в этом году им исполняется 5 лет, построили в Ярославле в 2006 году. В 18.00 был торжественный ужин – традиционное праздничное блюдо для корабля – окрошка, картофельное пюре, курица, шампанское. Все по правилам и очень доброжелательно и гостеприимно. В 4 утра снимаемся к Атласова, ходу туда 2 часа, так что подъем в 6.

1 августа, воскресенье. Крест на Атласова. Установили в 12.30. Точка 376.
N 50° 49' 58,8" E 155° 39' 54,1 ", высота 16 м.
Утром в 5. Двинулись к Атласова, уже в 7.00 были на месте. Туман, но тепло. Сначала пошли на разведку на корабельной лодке. Подошли поближе, и берег стал виден. Когда туман поднялся, то увидели что командир совсем близко от берега встал, очень короткое расстояние приходилось преодолевать, буквально 5 минут, до места высадки на берегу. Объехали Такитоми (вновь образованный вулканчик (Экструзивный купол??) во врмя извержения Алаида в 70-е годы. Остров весь сплошная лава, бомбы. Сначала искали удобный подход. Нашли подход, а там, если ставить крест, чтобы видно было, надо его нести метров 600, да еще и в гору. Да и прикрытое. Мне лично место не понравилось, какое-то неприютное и замкнутое.Отметили его в мыслях и пошли вдольберега. Языки лавы прямо в море выходят, уже правда, кое-где поросшие травой, а между ними очень приличные бухточки. Ткнулись в одну – прямо мечта лодочника. Глубина приличная и сразу черный пляж. Но пляж не песчаннй, а из мелких камешков, наверно, пирокластические массы. Очень черные, интересные. Выбрали место на возвышенности. Стали копать яму, и через см 60 лава, непробиваемая. Отпилили крест, стакан на 20 см, Анатолий заново отпиленное основание с ограничителем приварил. Опустили в яму и плита оказалась см на 50 над землей. За голышами пришлось ехать на лодке, а потом таскать с берега. Лаву кувалдой отбивали, довольно трудное занятие. Всем эти заполнили пространство под плитой. Конструкция получилась сложноватая, но интересная – крест от земли оторвался. Стакан в яме обложили досками, кирпичами (опалубок сделали). Все это пришлось искать и носить к кресту. Всю конструкцию залили цементом. Понадобилось его довольно много, так что еще на корабль пришлось съездить. И получилось интересней, когда крест оторвали от земли.  И о. Софроний уже более уверенно и громко вел службу. За 10 крестов мы будем все окропленные и благословленные.
После установки попросили часик погулять, осмотреться. И насколько Курилы неизвестные для нас. По остаткам построек можно предположить, что был маяк, рыбозавод, поселок. Но это предположение. Нигде не читали, что было на острове. Так же предполагаем, что огневые или наблюдательные точки японцев могли находиться, но ничего нигде не читали. А место для высадки десанта отличное, но зачем десанту этот остров, если на нем ничего не было?
Прошлись, посмотрели, ничего интересного не увидели в предгорьях. Под ногами шлак, полынь, лабазник, цветущий огромный океанский шиповник. А вот берега замечательные. Лавы рогатые, отливающие шоколадм, светло-коричневые, темные, пляж в большинстве черные камешки. Такитоми светлый, и одна сторона  по структуре и виду похожа на Кутхины баты. Под первым увалом увидели озеро, довольно большое, но птиц почему-то мало. Прибыли на борт в 15.00. Все прошло благополучно без происшествий. Команда довольна. Берег весь вден, командир одобрил выбранное нами место. Но вулкан закрыт. Но только погрузились на корабль, наполз туман, и ничего не стало видно. Закончили, заготовили два малых креста (для Авось и Онекотана). Большой крест  подготовили для м. Васильева. Снова зашли в Севкур, забыли одну бочку с бензином. Завтра двигаемся дальше. Подарили команде три диска с нашими фильмами. Завтра вовремя перехода прочитаем лекции, уже и карту камчатки приготовили.

2 августа, вторник. Сегодня день без особых событий. Всю ночь стояли у Севкура, затем чуть перешли и «Магаданец» приступил к выполнению своих охранно-пограничных обязанностей. Инспектора отправились на осмотр кораблей, а мы на нашей лодке на встречу с Гайдуковым (он все ЕМ интриговал, что нашел что-то необыкновенное, и что расскажет только приличной встрече). Погода прямо летняя, отличная. Солнце, безветрие, тепло. Все видно, небо голубое. Высадились, встретились. И оказалось, что он нашел кабель, о котором раньше говорили, но не сфотографировал. Дали ему задание – сфотографировать и отрезать кусок. Позже подъехал Маршук, такой же жизнерадостный, хорошо выглядит, волосы как у пэтического мэтра. Рассказал, что оленей считал по осени на Шумшу. Их было 60 и оленят ококло 14, а за зиму уроды на квадрациклах уничтожили около 20 штук. Просто кошмар, кто-то старается улучшить жизнь, а кто-то все топчет, уничтожает.
Ушли с рейда где-то в 12.30, но выскочило еще одно судно, так что освободились только в 18.  Пошли к м. Васильева, а туда ходу 3 часа. Подошли, когда солнце уже зашло. Поехали на лодке место подобрать. Командир созвонился с маячником, и он нас на берегу встретил на ГАЗ-66. Туда, где показалось приличным местом, не подойдешь, сплошные камни. А глубже к центру бухты – песок. С машиной  будет все отлично, довезет эту махину до места.
Вернулись на корабль, доложились. Отношение отличное, все помогают, по слоам некоторых, они на все готовы, чтобы только по земле походить.. И нам хорошо и им неплохо, взаимовыгодные условия. А командир говорит, что постараемся дня два на Матуа постоять, и на Симушир сходим – без нас нельзя, а с вами можем это сделать. Каждое утро по трансляции докладывают о наших планах, о их выполнении и фраза мне очень нравится: «Работаем по плану экспедиции». Погоду такую спокойную обещают еще на недельку, может быть повезет и все сделаем.
Обо мне заботятся, так что у меня почти отдельно все услуги и удобства. Вечером нам сеть сделали, колонки принесли, так что фильмы, когда будет время смотреть можно. Завтра встаем в 7.00, и быстренько к действию. Маячник работает на острове уже 13 лет, но когда в 2007 на «Севере» были, его не было. Спросили про медведей, говорит, что около маяка их нет, а около речки много. На Шумшу их 5, а на Парамушире их несметное количество. Солнце эти дни такое, что лица у всех сгоревшие, как после первых дней на южных курортах.

3 августа, среда. Крест на м. Графа Васильева. Точка 377.
N 50° 00' 11,4", E 155° 23' 18,8" высота 18 м
Начальник маяка Гатченко Александр Александрович, старший механик Шарапов Александр Владимирович.
Точка 378.Заброшенное кладбище на м. Васильева.
N 50° 01' 50,4", E 155° 23' 45,1" высота 25 м.
Утром ранний подъем, в 7.00. Солнце, тепло, безветрие, совсем для Курил необычно. В 7.30 на двух лодках уже пошли к маяку. Машина ГАЗ-66 уже ждала нас на самом берегу. Место, которое мы присмотрели с лодки, не совсем подходящее – идет гряда вдоль дороги, и как-то не совсем чисто вокруг. Маячник предложил нам другое место, почти на оконечности маячного мыса. Зелень, шикша, брусничник, почти на краю плато. Внизу ракушечник, столбчатые горизонтальные скалы и море. Опыт уже кое-какой накопили. Быстро сняли с машины, Анатолий все приварил – таблички, яму выкопали, цемент замесили. Опустили стакан в яму – прямо ювелирная работа. На Шумшу дважды примеряли, а здесь сразу и четко. Небольшое пространство между станиной и землей камнями заложили, как опалубка, чтобы цемента меньше понадобилось, потратили поэтому всего один мешок. И крест, эту махину проще поставили, был опыт Шумшу.Все држат, досками поднимают, Денис кувалдой егонаправляет, и в отверстие довольно спокойно зашел. Раствор гуще получился, так что крест на свое место встал после раскачивания и ударов. Роман и ЕМ докрасили вновь сваренные места и в 10.00 даже уже крест освятили. Фотографии неплохие получились, но только вечером осознала, что вроде нет ни одной фотографии с флагами. Неправильно их поставили. В следующий раз надо быть повнимательней. Ребята-молодежь не очень сообразительная, воспитывать их совсем не хочется, думаю, что это разовое участие и посещение островов.
Маячник повез нас на аэродром к оврагу, где много остатков самолетов японских. Взяли некоторые детали, часть обшивки, и даже на одной две небольшие таблички с иероглифами. Отвез нас он на кладбище заброшенное, где сохранились остатки 7 могил, похоронены в 1955-1956 гг. Вернее всего военные, но все заросло, и всеми забытое. Александр Александрович молодец, нашел и первое, что он нам сказал, так это , что он хочет крест поставить на кладбище. О. Софроний прочитал молитвы, которые читаются при отпевании. Освободились мв только в 13.00, пока вернулись на корабль, было уже 14.00. Командир, Тимохин Алексей Николаевич, сказал, что если бы чуть пораньше, то сегодня бы подошли бы к скале Авось. А так только завтра. Решили, что если на скале не поучится поставить крест, то поставим на другом острове (Экарма, Шиашкотан, Ширинки и т.д.).
После возвращения все ловят рыбу – гринснип (зеленый окунь), минтай, камбала. Солнце жарит как на юге. «Магаданец» из-за нас совсем невоенный вид имеет – мужики(наши) в шортах, сапоги, кроссовки сушатся на солнце, кресты стоят, лежат. Но вся команда терпимо к этому безобразию относится.
Нашей деятельной команде вскоре стало скучно. Хотя ЕМ и Денис из шланга мыли железяки, привезенные с маяка, лодку мыли, я читала, Роман ловил рыбу, поймал огромного минтая. Но в17.00 поехали на лодке вдоль берегов бухты. Укрепления в основном ближе к маяку. Остановились на другом крае бухты, поднялись по откосу. А там огромное плато сплошь в кедраче, и похоже, что никаких укреплений. Т.е. охраняли аэродром и маяк. Дошли до противоположного маяка, обошли 2 отмели. Глубины идут 5м-2м-1,5м-5,8м .А потом на полной скорости пошли к кораблю. ЕМ по GPS отмечал скорость лодки и самая быстрая скорость – 34,1 км. Были все мокрые, т.к. при посадке в лодку после осмотра плато накат нас накрыл. У Димы его камеру залило, он почему-то без всякого чехла ездит. Может все обойдется. Все-таки очень нужно, чтобы он снимал. Ну, вроде, на сегодня все крупные события описала. А мелких, как всегда, огромное количество.

4 августа, четверг. Крест на о. Онекотан, бухта Муссель, в районе м. Лисьего
Точка 379. N 49° 23' 22,3" E 154° 49' 21,4", высота 25 м.
Утром подъем в 7.00, но это было не обязательно. Подошли часам к 9.00, снялись с якоря в 4.00. Такая точность из-за расположения каюты. Такое впечатление, что якорь прямо за стенкой, опускается со страшным грохотом, и поднимается – грохот поменьше, но дольше длится. Утром туман сплошной, но тепло. Спустили лодку, снарядили нас второй рацией, маячком, на случай, если мы в тумане потеряемся, они нас найдут. Пошли на самой малой скорости к Скале Авось. Отошли от корабля и туман поднялся, стали видны и скалы и корабль. Стоит в море одна высокая и 4 отдельных поменьше скал, все конусовидные, все в птицах - кайры и бакланы сидят по полочкам, на всех скалах лежат сивучи – громадные и совсем непуганые.  Два из них с жутким номером во весь бок. Берега отвесные, скалистые. Прибой сильнейший, с брызгами разбивается о скалы, хотя море спокойное. ЕМ все пытался постукать пяткой по земле, на которой точно никто не бывал 300 лет, а может быть и больше. Но разум и наши возражения взяли верх, так что и ЕМ не ступил на Скалу. Обошли все острова и островки, сюда точно ничего невозможно поставить, если даже очень захочешь. Конечно, сюда бы вертолет, буровую установку, баржу с цементом – и крест стоит. Все сфотографировали, корабли к Скалам не подходят, нет такой необходимости, а у нас теперь будут фотографии. Вместо Скалы Авось поставим крест на Экарме. Зачем Козыревский посетил их – непонятно. Вряд ли он там высаживался, вернее всего его или выбросило на них (тогда кто его забрал?), или просто их увидел и отметил в своих записках. Надо будет его челобитные внимательно прочитать.
Через 5 часов , в 14.00 подошли к Онекотану. На м. Лисьем стоит маяк, около него мы высаживались в 2007 г., когда на «Севере» были. Высаживаемся в б. Муссель, она какая-то двойная, с небольшим мыском посередине. Поэтому ЕМ предположил, что это не Муссель, а она следующая. Но высадились почти напротив корабля. С борта присмотрели вершинку-возвышенность на берегу. А уже на месте оказалось, что она с отвесной стенкой и сплошь заросла нашей любимой ольхой. Крест туда не поднимем и его не будет видно. Нашли другой пригорок (угольная куча, поросшая травой и прибой не достает туда) На заднем плане, как символ присутствия человека, бочки валяются. Но ничего не поделаешь, другие места недоступны, или же так заросли травой, что крест просто скроется.. В 14 начали высаживаться, а в 16 крест уже стоял. Каждый крест у нас по-новому выглядит. У этого обложили основание круглыми камнями и зацементировали. Весь уголь закрыли, получилась галечная площадка. Попросили час на осмотр острова. Получили его, и все с радостью бросились на осмотр. Мы пошли по сухой речке, везде гильзы, железяки. Много наших гильз – сказали потом, что там стрельбы в советское время были. Хотели по речке подняться в соседнюю лощину, но она идет очевидно к вулкану и поворачивает в противоположную сторону от намеченного пункта. Места красивейшие. Весной наверно там потоки мощные, и озерки, и сглаженные камни, и ступени из валунов. Но нам надо было попасть к зданию, который был виден с моря. И к нему добирались по ольхе, шеломайнику в 2,5 метра. Оказалось, что там два здания, как дома. Похожие на японские, из кирпича, с колодцем у входа. Нашли много гильз, красивых камней. Решили с каждого острова брать камни и песок. Что потом будем делать с ними – придумаем. Но очень камни красивые. А ЕМ решил деревяшки собирать, а так как у него гигантомания, то с каждого острова здоровее коряги берем.
На корабле капитан сказал, что завтра постараемся поставить два креста. После ужина достали из трюма два креста, отпилили, приварили, покрасили – сделали заготовки для завтрашнего дня. Так что все идет по расписанию. Уж не знаю, что так подействовало на командование, но командир четко выполняет указание – работать по плану экспедиции. Удивительное рядом. А нервов сколько это стоило. Но сейчас полный порядок.

5 августа, пятница. Крест на Экарме. Точка 380.
N 48° 57' 31,9", E 153° 58' 46,6" высота 20 м.
Крест на Шиашкотане.
N 48° 46' 812" E 154° 02' 590", высота 47 фут.
С утра был сильный туман, потом поднялся, был какой-то рассеянный яркий свет. Трудно фотографировать – лица темные получаются. Подошли близко к берегу, как всегда красивые берега. С корабля присмотрели бугорок, поспорили немного, какой лучше. Собрались ехать и чуть нарушили методику и традиции уже сложившиеся и получили головную боль. Берег с борта отличный, все красиво, благостно, чайки летают, море спокойное. Поехали, выгрузили крест, и при самом первом осмотре оказалось, что крест в этом месте негде ставить – заросли с меня ростом, бугорок оказался крутым, обрывистым и изрезанным сплошь норами. Ходить невозможно, не то что крест тащить и ставить. Спустились на берег, переехали в другое место,  пришлось опять грузить крест на лодку, опять вытаскивать. А место не намного лучше. Полоса зелени чуть выше прибойки, трава прибрежная, пучка, ямы, кочки. Примерное место нашли, но все предполагаемые места в траве и на галечной подушке. О. Софроний предложил другое место, но опять визуально оно вроде приличное, а при ближайшем рассмотрении тоже самое – галька покрытая травой. Стали копать яму, так и оказалось – 40 см вроде земля с камнями, а дальше или скала, или галька непробиваемая. Не хотели тяжеленный генератор везти, но пришлось. Опять отрезали от стакана и креста по 20 см, плита поднимается над землей, подложили, оюложили плиту камнями, зацементировали. Смотрится неплохо и оригинально, не похож на предыдущие кресты. Тяжело дался крест на Экарме. Потратили на этот крест больше трех часов, закончили в 11.00. Вернулись на корабль, было желание поставить второй крест сегодня. Капитан четко следует задачам экспедиции. Высадили в точке инспекторов и пошли на Шиашкотан. Через 2 часа погода изменилась. Туман сел сплошной, подошли в полном молоке. Пошли на разведку. В лодке обнаружили, что рация у Дениса разрядилась.Капуста, туман… У ЕМ GPCка, едем по ней, сделали круг почти вокруг корабля, в капусте подошли к берегу. Кстати на Экарме сплошь капуту преодолевали, очень медленно выгружались и возвращались. Берег Шиашкотана – крупная галька, и сплошь выброшенные древесина, двинулись вдоль берега, почти ощупью пробирались и увидели водопад, решили у него остановиться. Поверхность почти как на Экарме – кочки, трава, галька. Но после небольших поисков и передвижения по берегу нашли подходящее место – почти на фоне водопада. Но остров диктует свои условия – красиво, но устанавливать крест непросто. Хотели все сварочные работы делать на корабле, не получилось. Опять обрезать пришлось, приваривать. Стака опять получился поднятым, как на постаменте стоит крест. Без экипажа трудно бы пришлось, если ни невозможно. И экипажу неплохо – с удовольствием поскщают острова. Справились довольно быстро. Но туман, капуста – так что на дорогу, переезд потратили много времени. В 19.30 закончили и дали нам разрешение осмотреть остров. Почти на берегу - остатки лагеря, вулканологов или геологов. Очень культурный лагерь, все чисто, аккуратные тропинки, все сложено. А внизу у воды почти под лагерем о. Софроний, когда гулял, обнаружил два валуна с иероглифами, а выше на самом верху крутого склона – дот. Поднялись по склону, пробежались с ЕМ по японской дороге на плато. На плато – штольня, траншеи. Спустились к доту. Забраться через амбразуру можно только по веревке, отвесная стенка довольно высокая, метра 2-2,5. Дот почти круглый в плане, напротив амбразуры – коридор в 1 м шириной, высота м 1,5, длина до засыпки метров 8. В начале коридора справа карман для снарядов, глубокий – 60 см (выс)+50см (глубина)+80см (шир). Внизу под амбразурой станина полукруглая, с двух сторон её вырубка прямоугольная 20см+20см+40 см (вглубь). Высота дота 2 м, глубина дота 1,5 м, ширина дота 2 м. Слева от коридора угубление на высоте, вроде кармана для снарядов – 40 см (шир.)+30 см. (глубина+30 см (высота). В земле О. Софроний нашел много гильз от Арисаки. Весь дот в скале. Интересно, но пора было ехать. Темнело, и должны вернуться на корабль.
На Экарме долго ходили по берегу и пытались найти камень, оставленный экспедицией АН в 1946 году. Но напрасно, все около ручья обыскали, всю противоположную сторону, но увы…Есть фотография, которую ЕМ переснял в Южно-Сахалинском музее. Сделали снимок в 2007 г., но точку не обозначили, или просто не показали в экспозиции, или не взяли. Так что ничего не нашли, а жаль.

6 августа, суббота. Шиашкотан.  Лежбище сивучей Точка 384.N 48° 53' 46,9" E 154° 12' 42".
Старая застава Точка 385. N 45° 52' 02,7" E 154° 12' 44",
Буй   желтый на мысу о. Шиашкотана (справа от креста)
N 48° 47' 12,1" E 154° 01' 39,3", выс. 4 м.  (от точки до оконечности мыса м. 200)
Сегодня в субботу  у команды отдых, банный день. А мы с утра (вышли в 9.00) поехали искать горячие источники, на карте Сноу  указано вертикально к берегу «Горячие ключи», на самой широкой части острова. Но даже купальник взяла в надеже искупаться. Утром туман, тепло, море гладкое почти безветрие. Шли по двум GPSкам, но берег увидели не сразу. Берега потрясающие – водопады, ручьи, скалы самой разной конфигурации. Через туман увидеть парение горячих источников, конечно же, сложно, но добросовестно выглядывали их.Увидели интересный склон –прямо на середине склона из-под земли выходит вода? Ключи? Похоже, что минерализованная, так как склон весь разноцветный – светло-черный, и вода около берега мутно-голубая. Решили на обратном пути зайти посмотреть, но очевидно, надо сразу все делать, не откладывать. Погода меняется мгновенно, берег то в полном тумане, то все отлично видно. На обратном пути берегов вообще не видели, и не подошли соответственно к этому склону. Стоит островок в море – похожий на прямоугольник, назвали его МИД, а потом по карте увидели, что он называется мыс Башмак, так что не мы первооткрыватели. На всех камнях сивучи, в некоторых местах до 200-150, с детенышами. Лежат, почти на нас не реагирует, а потом внезапно все в воду. Один здоровый как лежал, так и лежал, даже голову не поднял. Около одних водопадо высадились. У берега вода мутно-биоюзова. Вода в водопадах комнатной температуры, по вкусу похожа на талую воду. Камни под водопадами все белые от солей, есть зеленоватые. Интересное место = ниши, озерки, арки, проходы. Решили пройти еще дальше вдоль острова 15 минут. Идем уже 2,5 часа, но на мысу увидели остатки дома, казармы. На повороте к берегу туман разошелся и увидели под вершиной четкие большие фумаролы. Подгребали на веслах к берегу минут 40, сплошь капуста, на винт наматывается. Берег сплошная галька, дороги к дому нет. И путь как всегда на островах, склоны, трава, ольха. Трудно идти и оказалось довольно далеко. Было бы к чему так пробиваться, а то к советскому развалу и безобразию. Все страшное, гнилое, грязное. И на фоне двух замечательных водопадов, скал, зелени видеть все это обидно и противно. Немного поспорила с ЕМ, надо ли все это фотографировать. Но ЕМ надо все это зафиксировать. Для чего, пока не пойму. Даже для изучения истории развала страны, это не подходит, так как характеризует только наплевательское отношение ко всему, да внутреннее свинство человека. Это больше психологическая проблема, который мы не занимаемся. А надписи почти современные – 1996 год. На мои скептические вопросы – фонтан эмоций, но без объяснения, очевидно, тоже не совсем непонятно, для чего это надо, а так на всякий случай. А мне жаль времени, три часа на эти развалюхи потратила, а потом из-за тумана и позднего времени не зашли на аномальный склон. По моему, это было бы интересней.
Вернулись на корабль в пятом часу. Денис и Роман вместе с лодкой боролись с капустой. Туман плотный, на некоторое время вдруг вулкан открылся, и недалеко от вершины мощное фумарольное поле. ЕМ принял решение высадиться на противоположном мысу, дальше от крестов и пройти по берегу к кресту. Командир волнуется за нас, но буквально за первым поворотом связь прекратилась. Отпустили нас на два часа. Опять борьба с капустой, мыс объезжаем, а он изрезанный и довольно протяженный, у берега полно камней. Время идет, а мы все в море. Наконец высадились, и оказалось, что мыс замкнутое пространство, можно вернуться только назадС одной стороны скалы, водопад, зелень. С другой          лавовые потоки, скалы. И с двух сторон непропуски. И Денису пришлось нас забирать с середины мыса. По берегу прошли частично, никаких следов японцев не увидели, кроме двух гильз от Арисаки. Лава красивая, интересная. ЕМ отбил пару кусочков лавы для нашей коллекции, такая же прочная как и на Атласова. В 19 вернулись на корабль. Увидели на мысу большой желтый буй, командир сказал, что такие отмечают границы фарватера. Но шторм был сильнейший, буй громадный и еще цепь метров 200, и все это заброшено метров на 200-300 от берега, причем отвесного. Буй круглый и солнечными батареями, со спутником, с указанным телефоном, названием фирмы. Командир сказал, что на обратном пути может заберём.
Завтра ставим 2 креста (Райкоке-Расшуа). Вытащили все кресты из трюма. Анатолий все обрезал лишнее, приварил таблички. У ЕМ сегодня выраженный синдром руководителя, радеющего за все, причем единственного. Пошла в каюту работать.

7 августа . воскресенье. Крест на Райкоке. Точка 387.
N 48° 18' 02,1" E 153° 15' 17,7", высота 16 м.
Все дни море удивительно спокойное, погода нехарактерная для Курил. Жаль только, что постоянный туман. Вершины островов так и не видны. На Экарме все кроме береговой линии в тумане, Шиашкотан открывался по частям. Сегодня Райкоке, сначала весь немного берег открылся, потом в дымке чуть больше. Выехали на разведку в 8.00. Чуть отошли от борта и из тумана остров появился. Подошли к той бухточке, напротив которой и остановилисьКапуста плотные поля, веете сильный не дает лодке двигаться. Осмотрели с моря бухту – не стали высаживаться, бухта совсем закрытая, креста не будет видно, пока в нее не войдут, и сплошь камни. Пошли вдоль побережья. Брег закрыл нас от ветра, нашли другое место. Почти нет тумана, солнце и безветрие. К сожалению на берегу камни, туфовые склоны. После осмотра решили воспользоваться валунами, копать там просто невозможно. Поставили стакан между двух камней, передняя плоскость пришлась почти на ровную поверхность, а задняя оперлась на соседний камень. Все пространство заложили камнями и залили цементом. Стоит прочно и оригинально. Не похож на уже поставленные. В бухте полно птиц, сидят на скалах, подлетают совсем близко, чайки, глупыши, кайры,канюки? После выбора места довольно долго ждали появление креста, людей. Командир перебегал поближе к выбранному месту. А я все фотографировала: скалы, птиц, сидящих рядком. Ожидали дольше, чем крест ставили. Такой вариант для постановки единственный для подобного места, каменистого, без земли. Можно было, конечно, принять решение  - если невозможно ставить, то устанавливаем в другое место. ЕМ настоял – и в плане у нас этот остров, и никто здесь не бывал. Крест в итоге отлично встал, смотрится хорошо и с моря видно. Прибыли на корабль и предложили командиру поставить  именной крест на Симушире, а крест взять на Матуа (наш деревянный, близнец нами установленного в этом июне). Зашли на Матуа, благо дело близко, быстренько высадились в районе слипа, забрали со склона крест и через полчаса уже шли к Расшуа. Ночь постоим, а утром уже будем высаживаться. Хотели сегодня два креста поставить, но с переходом корабля в другую бухточку больше двух часов потеряли. Правда, если бы не перешли, то на дорогу потратили бы столько же. На улице плотная морось, почти дождь. Погода по-матуански. Командир сказал, что циклон будет через несколько дней. Хотя бы пару дней нормальных, чтобы все закончить. Остались Кетой, Янкичи, Расшуа и Симушир. Командир с удовольствием поддержал идею именного креста. Сейчас составленный нами текст переводят в красивое состояние.

8 августа, понедельник. Крест о.  Расшуа. Точка 389.
 N 47° 43' 09,6" E 152° 58' 19,8", высота 10 м;
Крест о. Яникичи (о-ва Ушишир)
N 47° 01' 40" E 152° 48' 820", высота 15,6 м
Все происходит так быстро, что все перепутано, все смешалось. И сегодня в разговоре вспомнила, что на Шиашкотане, около водопада и на берегу полно спелой земляники.
Сегодня утром плотный туман, как в молоке. Но ближе подошли и берег виден неплохо. Сразу погрузили крест и вышли. Неплохая высадка, но вот с местом всегдашняя проблема. То, что с корабля прилично, то на месте оказывается малодоступным. Выгрузились, вырубили траву вокруг будущего креста, прорубили тропинку. На берегу галька крупная, песочек, т. е. все. На Райкоке вместо песка использовали туфовые осыпи, на Экарме ракушечник с Паамушира (взятый для Скалы Авось). ЕМ выкопал к приезду остального имущества и людей яму, где лопатой, где руками. От берега до места где-то метров 200, но справились Уже восьмой крест, навыки оттачиваются. Роман мешает цемент, Денис носит воду, ЕМ копает ямы, работает архитектором-дизайнером, прорабом. Я и Дима фиксируем процесс. Молодая гвардия помогает, но вяло и по указанию. Правда, отдать должное, последние кресты хорошо покрасили, тоже опыт сказывается. Но вообще для экспедиций почти полный балласт.  Больше подходят для пионерского лагеря.
Погода поприличней стала. Туман поднялся, солнце, тепло, но вершины все в тумане. Вообще жаль очень. Уже 9-й остров, а полностью видели только один Парамушир. Сегодня еще был остров Янкичи, из группы Ушишир. Командир сказал, что пойдем в Западную бухту. Но очень хочется попасть в б. Кратерную. ЕМ убедил, что она очень красивая, показал фотографии. А бухту очень оригинальная – как чаша, а в ней небольшие вулканы, очень эффектно смотрится. И мы направились к Кратерной – но сплошной туман, морось, волнение на море. Пошли сначала на разведку – берег виден, накат огромный, все белое от прибоя. Визуально – не подойдешь, сплошь камни, а накат метра два поднимает волну, все около рифов кипит. Прохода не видно, берег время от времени скрывается, Только видна белая полоса прибоя вдоль берега. Высаживаться, и даже пытаться совершенно неразумно, вернулись на корабль. Было два варианта – идем на Кетой, и на обратном пути подходим к Янкиси; или другой – ставим в Западной бухте. Приняли второй вариант. Через час подошли к Западной. Туман сплошной, на разведку пошли без креста. Ближе и берег виден – галька, отвесные зеленые берега, вдоль берега поля капусты. Все как всегда. Нашли пригорочек. Но к нему идти метров 200 – галька крупная, завалы деревьев, потом подъем. ЕМ взялся за яму, я пытаюсь создать дорогу, чтобы нести крест. Почва оказалась просто отличная – песок с землей. Пока подъехали две лодки, яма уже была готова. По опробованной методике ставили стакан, обкладывали камнями, благо дело близко таскать, да еще и цепочкой. Залили цементом (все это почти одновременно происходит), художественно обмазали – сначала руками во все пазы, а потом для гладкости кисточкой с водой. Потом освящение креста и назад. Вместе с дорогой этот крест ставили 2.15. Самый долгий крест на Экарме получился, больше 4-х часов. Так что план наш выполняется. Завтра Кетой и Симушир.

9 августа, вторник. Крест на Кетое (По GPS Дениса. Другая у боцмана, он по ней ходит на корабельной лодке)

  1.  N 47° 18' 322" E 152° 26' 340", высота 29 фут.

Крест на о. Симушир, б. Броутона
N 47° 08' 32,5" E 152° 15' 45,5", высота 16 м.
Снялись с якоря в 6.00, к Кетою подошли в 9 с небольшим. Сразу крест не стали брать, пошли на разведку. Потихоньку пошли в б. Дианы. По карте в ней слева песчаная или галечная небольшая коса, а дальше крутой скалистый берег, указаны скалы. Подошли в видимость берега, а там накат, аж все кипит. Почти всю бухту обошли. Там, где планировали, якобы приличный берег, а его-то и нет. Рифы, ревут сивучи, накат через камни. Пошли вправо, выбрали самое тихое место. Выходить (а значит и носит тяжести) очень сложно – гладкие огромные скользкие валуны, а дальше они же, но не скользкие. А потом вверх к скальным камням. Место сложное, но надо ставить. 12 обещают циклон, так что времени на поиски и раздумья нет. Самое подходящее место красивое, но похоже на Райкоке, крест поставить можно только между камнями. Под травой туф, лавы мы не продолбим. Доставлять и стакан и крест в это место сложно, но с другой стороны не сложнее, чем на других островах. «Магаданец» стоит совсем близко, так что на доставку затратили минимум времени. ЕМ подготовил яму, я пыталась чуть дорогу создать.  И , по словам Денис, «день сурка» – сначала стакан, камни, замес, цемент, потом крест, разглаживание цемента, создание очередного шедевра, кисточки, служба. Стоит крест монументально, в огромной куче камней – две стороны на скальных камнях, две другие –галечно-цементная пирамида. Очень неплохо с моря смотрится. И как всегда, - как здесь и был. Намного прошлись по берегу. Еще на подходе заметили разбитое судно. При ближайшем рассмотрении оказалась японская рыболовецкая шхуна. Выбросило ее штормом на камни, основательно разбило. Недалеко от нее следы большого костра, детали разбросаны по берегу на метров 300. А накат в этом месте колоссальный, кипит все, сплошной девятый вал. С берега по цепочке выбирались- Денис с берега забирает, а боцман нашу лодку подтягивает к себе, пересаживает людей и т. д. Все мокрые – кто упал, кого волной накрыло. В лодке воды по колено, и судя по всему она уже дырявая, да еще накат, лодку подкидывает волной и захлестывает. До корабля благополучно добрались, волны около берега бушуют, а мре спокойное.И сразу в путь к Симуширу. Свою задачу мы выполнили – поставили 10 крестов на 10 островах. На Симушире будет стоять почти персональный крест «Магаданца». Крест, взятый на Матуа, на корабле привели в божеский вид, прикрепили все детали, удлинили, почистили, теперь табличку создают. Миша, наш молодогвардеец, пишет, вернее выжигает текст. Доверили ему , так как сказал, что художник. Расположил текст не совсем правильно, но шрифт хороший. Подошли к б. Броутона (по Сноу – Бруотона, Бротона). На берег пошли на двух лодках в нашей 8 человек, в корабельной – 6 человек. Кроме нас четверых, основного состава экспедиции, Софроний и Дима, оператор. Он уже несколько дней снимает на камеру Дениса. Как его волна захлестнула на Шиашкотане, так камера придти в себя не может. Что получится, посмотрим позже, уже в городе. Бухта почти круглая, с узким проходом, вокруг сопки, полное безветрие, тумана нет. Но … остатки советского пребывания, железо ржавое, дома пятиэтажные с выбитыми стеклами, что-то горит,  и все уныло и грустно. Смотреть можно только поверх всего этого. Хороший слип, остатки причала, и сюда заходят корабли. Крест корабельный, они место выбирали.  Крест стоит около огромного валуна, на земляничной поляне на возвышенности. Конечно, его установку не сравнить с предыдущими. И сам легче, и яму попроще было копать. Но технологию применили прежнюю – заложили и обложили камнями Получилось нормально и видно его хорошо. В бухте встретили на катере каких-то крутеньких, катер с квадрациклом, лодкой – путешествуют с южных островов. Коанда крестом довольна, иместо приглянулось, и как встал. Итог – посетили 12 островов, поставили 11 крестов (Авось сфотографировали). Миссию выполнили. И даже немного грустно – как-то быстро все закончилось. Роман, Денис, ЕМ конечно же устали: команда менялась, а эти экспедиционники каждый день перевозили, таскали, копали, месили. Я практически не устала. Позже будет много работы- все привести в порядок. На Симушире березы уже настоящие, хотя по документам березы уже встречаются на Кетое, но мы их там в прибрежной полосе не видели.

10 августа, среда. День рождения нашего руководителя и вдохновителя. Подошли к Матуа. Ну совсем негостеприимно встречает нас. Туман, морось, потом дождь пошел. Оделись в фирменные куртки, штаны отдали Софронию. Берег такой же как и оставили, только земляника поспела, и зелень мощная. Освятил Крест на берегу Софроний, т.е освящено 12 крестов. Пока всех дождались и дождь закончился, немного посветлело. Подошли к базе – чуть травка прорезалась на целине, каски почти все забрали (наверное та комиссия, которая рекультивацию приезжала принимать), на кухне сейф открыт, но похоже, что недавно, с одной полки все выкинуто и макароны разодраны. Как он открылся, или кто его открыл- непонятно. Отдали экипажу все печенье, конфеты. Какое-то железо выляется, шланг размотан, бункер открыт. Нет спокойствия на Матуа. Это обратная сторона известности.Марк не завелся, так что пошли с первой группой экипажа к Часовне, предполагалось, что после нее придет еще одна группа. Видимости никакой. Но выполнили что хотели – отдали ПСН, посадили облепиху, малину. Наш огород полностью прижился, березки с новыми листьями, на смородине новые ягодки. Матросик один все-таки наступил на лук многострадальный. Посадили малину в нашу грядку. На тележке, хоть она завелась, все для корабля отвезли на берег. По связи говорили с катамараном, который идет по островам во главе с главным редактором ж. «Футбол» Петром Каменченко, судя по всему у них плохо с топливом, но мы по договоренности на Матуа им бочку с бензином на берегу оставили .Судя по дороге на Матуа долго дождей не было – дорога сухая, но кто-то ходил. Следы везде. Часовня стоит как всегда, отслужил Софроний первую службу, окропил нашу звонницу, позвенел в колокола. ЕМ ему помогал, в саамы большой колокол звенел.
Прошли 799 морских миль, 1470 км совместно с «Магаданцем», вместе ставили все кресты.
Экспедиция закончилась. 12 августа вернулись в Петропавловск, в экспедиции были ровно две недели.

 

Случайные фото

14-я Камчатско-Курильская экспедиция
Восьмая экспедиция на Курильские острова
Фотоотчет о строительстве часовни-17
Нижне-Камчатск
Авачинская губа. Батарея Максутова

Главное меню

Ваши отзывы и вопросы по поводу приобретения полноразмерных фото оставляйте в разделе "Обратная связь"


Кто на сайте

Сейчас 15975 гостей онлайн